X
X
X
X
ГлавнаяВсе новостиВ Пензенской области в храме заброшенного села продолжаются службы

21 сентября 2010 16:47

В Пензенской области в храме заброшенного села продолжаются службы




Репортаж: Евгения Белохвостикова, Александра Толкачева К западу от Пензы располагаются две деревни — Вязовка и Матвеевка. «Следы человеческой жизни глохнут очень скоро» — эта фраза Тургенева невольно вспоминается при их посещении. Однако эти поселения до сих пор хранят свое историческое наследие. В Вязовке, бывшей Дурасовке, располагалось главное имение некогда богатейшего дворянского рода Дубенских. Храм, пруд и плотина — наследие того времени. Основал село около 300 лет назад служилый человек Василий Афанасьевич Дурасов — по его роду и получило оно свое первое название. Чуть позже появились здесь помещики Загоскины, среди которых — отец исторического романиста Николай Михайлович. За ним в 1785 году числилось около 300 крепостных. В конце ХVIII века появился третий помещичий род — Дубенских. От них идет к селу вторая литературная нить: Григорий Дубенский был хорошим знакомым Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Именно у него останавливалась она, приезжая в Пензу вместе с внуком — юным Михаилом Лермонтовым. Первая половина XIX столетия для Дурасовки — эпоха Порфирия Николаевича Дубенского, сенатора, человека уважаемого не только в Пензе, но и в Петербурге. Перед отменой крепостного права только в одной Дурасовке ему принадлежало свыше 1 тыс. крестьян. Именно при нем построили здесь каменный барский дом, а за ним разбили большой парк. В настоящее время усадебный дом Дубенских сохранился, однако перестраивался он так много раз, что узнать в нем памятник архитектуры начала XIX века практически невозможно. От классицизма сохранилась разве что симметрия фасада. При Порфирии Дубенском появился в Вязовке-Дурасовке и величественный каменный храм, строительство которого завершилось в 1836 году. Главный придел освятили во имя Николая Чудотворца, южный — в честь преподобного Ксенофонта, а северный — в честь святителя Порфирия Газского, небесного покровителя помещика. Вся красоту Никольского храма до наших дней не сохранилась — долгие годы здесь была машинно-тракторная станция. Главный вход для въезда техники соединили с соседним окном, 4-колонные портики уничтожили. От колокольни, стоявшей неподалеку от храма осталась лишь глыба кирпичей. О восстановлении даже задумываться не приходится — в селе давно осталось меньше 100 жителей. Даже фельдшерский пункт в бывшей барской усадьбе — на замке. Если выехать из Вязовки через Васильевку и Крутец на трассу «Пенза-Тамбов», и еще через несколько км. свернуть на север, можно попасть сначала в Ермоловку, а затем и в Матвеевку. Здесь картина полностью противоположная и немного нестандартная: село вымерло полностью, а вот храм — действует. Основали Матвееку в те же годы, что и Вязовку — на рубеже XVII-XVIII веков, а первым помещиком был Матвей Дубасов. Потом от Дубасовых имение перешло Бахметевым. Представители этого дворянского рода стали главными храмоздателями в матвеевской истории. По преданию, на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Именно в честь этого события прапорщик Александр Александрович Бахметев решил возвести в своем имении храм. Благословение первого пензенского епископа Гаия получили в 1800 году, разрешение Синода — в 1801 году. Еще через 4 года церковь достроили — сначала она была кладбищенской, а вскоре стала и самостоятельным приходом. В настоящее время Тихвинский храм одиноко стоит среди чистого поля. Когда стало возможным возрождение храмов, в Матвеевке уже не осталось жителей. Так что теперь за несколько км. от церкви — ни одного жилого дома. Прихожане — в основном из соседней Ермоловки. Формально к ней же здание и относится. Однако приехать на службу стоит даже ради до сих пор по-своему прекрасных руин эпохи классицизма.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.

  • /
  • \