Неожиданные «Вести» пришли на этой неделе из Пензенской духовной семинарии. Там обучаются студенты из Африки. Трое представителей Кении и Камеруна пока только осваивают русский язык, а через пять лет получат дипломы о высшем теологическом образовании.
В целом по России в духовных школах учатся почти 70 темнокожих семинаристов. И это уже перестает быть экзотикой – многие африканские государства налаживают тесные связи с Россией, в том числе и в религиозной жизни.
Как адаптируются уроженцы «жаркого» континента в условиях средней полосы? Сложно ли им учить русский и церковнославянский языки? И как общаться, если по-английски и по-французски в вузе почти никто не разговаривает?
Еще не совсем точно, но с каждым днем все увереннее – так звучит православная молитва начала церковной службы из уст иностранных подданных. Трое уроженцев стран тропической Африки теперь – студенты Пензенской духовной семинарии. Вуз впервые в своей 225-летней истории принял на обучение ребят не просто из-за границы, а с другого континента.
«В 2025 году к нашему владыке митрополиту Серафиму обратился владыка Константин – экзарх Северной Африки, представитель нашей РПЦ на континенте, с которым у нас добрые, теплые отношения – мы вместе обучались в семинарии. И на уровне личных контактов владыка Константин обратился с просьбой о том, чтобы несколько студентов из тех вверенных его попечению наших православных приходов, которые находятся в Северной Африке, направились к нам на обучение», — сказал ректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев.
Учиться на батюшек представителям Кении и Камеруна предстоит на год дольше, чем их сокурсникам. Ведь сначала они должны овладеть русским языком. Это займет подготовительный год. И только потом – четыре курса – к диплому о высшем образовании по специальности «Теология».
«Я хотел бы лучше узнать свое вероучение, потому что мы – часть РПЦ, я хотел больше узнать о России, о церкви, богослужениях. А позже вернуться на Родину и привести больше людей к православной вере», — рассказал студент из Кении Титус Мутеа Баариу.
В семье Тита только он и его брат исповедуют православие. Родители – приверженцы другой веры. Но они не стали препятствовать старшему сыну в его выборе. А у камерунца Захария отец – православный священник. После учебы в Пензе семинарист намерен стать пастырем и преподавать богословие на своей родине.
«Мой отец решил перейти под омофор Русской Православной Церкви, которая продемонстрировала прямую приверженность удовлетворению нужд местного населения в Африке. У меня есть возможность звонить родителям. Они очень мной гордятся. Я рассказываю им о своей учебе, о своем быте», — поделился студент из Камеруна Захарий Наполеон Фудо.
Бытовые условия едины для всех студентов семинарии. Питание – в трапезной вуза, перед едой – обязательная благодарность Богу за дарование пищи. Вкус картофельного пюре с салатом из белокочанной капусты, по словам иностранцев, непривычный, но насыщенный. Картошку, выращенную в средней полосе России, они называют сладкой.
«Удивило, какие любящие в России люди, какие хорошие. Нет расистов. Для меня удовольствие находиться в России. Хотя еще сложно привыкнуть к холоду и к некоторой еде», — рассказал студент из Кении Лука Мачария Вачания.
Все трое, как говорят преподаватели, студенты способные. Учатся с интересом. Русский изучают всего месяц, а уже без ошибок пишут на нем первые слова и, пока несложные, предложения.
«Программа достаточно интенсивная. Они погружаются в русскоязычную среду, проживают в общежитии вместе с русскими ребятами. Причем, целенаправленно они проживают каждый по отдельности именно в русскоязычной среде и уже делают достаточно неплохие успехи. Ребята довольно старательные, способные, нужно сказать, очень воцерковленные. Кто-то из них были даже руководителями местных общин у себя. Достаточно хорошо разбираются в богослужебном уставе, знают наизусть, например, шестопсалмие. Правда, они его читают на английском языке. Знают значительные отрывки из Священного Писания. Цитируют Евангелие на английском языке достаточно свободно», — добавил ректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев.
На православные праздники темнокожие семинаристы обязательно посещают главный храм митрополии. В служении Русской Церкви важное место занимает гуманитарная миссия и социальная помощь. Трое африканцев находятся на полном обеспечении Пензенской духовной школы.
«Мы исходили из того, чтобы общее состояние нашей среды не сильно изменилось. Мы предполагаем, что наша среда оказывает воспитательный эффект в том числе и на студентов из иностранных государств. Мы хотели сохранить тот дух, который имеет место быть, для того, чтобы воспитательный эффект был действительно положительным», — сказал ректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев.
Помимо занятий русским языком, а впоследствии и теологией в семинарии, Тит, Люк и Захарий активно посещают русские церкви и монастыри. Они отмечают, что всегда находятся под большим впечатлением от красоты православных храмов.
В 2025 учебном году в российских духовных школах учатся почти 70 африканцев. На континенте христианство развивается динамично.







